Категория авторитетности как идентификатор эгоцентризма
https://doi.org/10.26907/2658-3321.2024.7.2.252-261
Аннотация
Статья посвящена анализу коммуникативных категорий авторитетности и эгоцентризма. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью коммуникативных категорий, отсутствием в отечественной лингвистике единого подхода к их трактовке. В проведенном исследовании предпринята попытка продемонстрировать, что коммуникативная категория авторитетности может служить средством идентификации эгоцентризма в коммуникативном взаимодействии. В статье дано определение понятия «коммуникативная категория» с опорой на работы отечественных ученых, предложен краткий обзор работ, посвященных исследованию категории авторитетности, проанализированы средства ее выражения, которые способны выступать маркерами обеих рассматриваемых коммуникативных категорий – авторитетности и эгоцентризма. Исследование базируется на материале научного дискурса, в качестве иллюстративных примеров в статье использованы фрагменты выступлений на научных конференциях, выдержки из отзывов оппонентов, контексты научных публикаций, а также контексты из Национального корпуса русского языка. Выделены и описаны основные маркеры (идентификаторы) авторитетности и эгоцентризма, к которым относятся ссылка на собственное Я, ссылка на авторитет, особая экспрессивность, пафосный стиль речи, ее избыточная эмоциональная окраска. Сделан вывод о сложности и многогранности взаимосвязей между эгоцентризмом и авторитетностью в коммуникативном пространстве научного дискурса.
Об авторах
Н. Н. ПанченкоРоссия
Панченко Надежда Николаевна – доктор филологических наук, профессор
Волгоград
А. А. Уваров
Россия
Уваров Андрей Алексеевич – аспирант
Волгоград
Список литературы
1. Шафиков С.Г. Категории и концепты в лингвистике. Вопросы языкознания. 2007;(2):3–17.
2. Шейгал Е.И. Концепты и категории дискурса. Человек в коммуникации: концепт, жанр, дискурс: сб. науч. тр. Волгоград: Парадигма; 2006. с. 24–39.
3. Тахтарова С.С. Категория коммуникативного смягчения (когнитивнодискурсивный и этнокультурный аспекты): дис. … д. филол. наук. Волгоград; 2010. 406 с.
4. Панченко Н.Н. Достоверность как коммуникативная категория: дис. … д. филол. наук. Волгоград; 2010. 400 с.
5. Уланова Е.Э. Коммуникативная категория авторитетности в системе речевого поведения. Филология и человек. 2017;(2):120–125.
6. Бурмакина Н.Г. Репрезентация категории авторитетности в жанре научной статьи. Национальная идентичность сквозь призму диалога культур. Исследования в области гуманитарных наук в Ибероамериканском и Российском научном пространстве: сб. науч. статей. Ростов-на-Дону–Таганрог: Издательство ЮФУ; 2020. с. 362–368.
7. Янбердин А.Г., Фаткуллина Ф.Г. Речевоздействующий потенциал языковой личности в институциональном дискурсе. Казанский лингвистический журнал. 2023; 6(4):568–577. Doi.org/10.26907/2658-3321.2023.6.4.568-577
8. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история. История и психология. М.: Мысль; 1972. с. 7–35.
9. Болдырева А.А., Кашкин В.Б. Категория авторитетности в научном дискурсе. Язык, коммуникация и социальная среда. 2001;(1):58–70.
10. Кривченко Е.А. Приемы убеждения и манипулирования в диалогах врача и пациента (на материале рассказов М.А. Булгакова и А.П. Чехова). Известия Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Филологические науки. 2023; (2):65–72.
Рецензия
Для цитирования:
Панченко Н.Н., Уваров А.А. Категория авторитетности как идентификатор эгоцентризма. Казанский лингвистический журнал. 2024;7(2):252-261. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2024.7.2.252-261
For citation:
Panchenko N.N., Uvarov A.A. The Category of Authority as an Identifier of Egocentrism. Kazan linguistic journal. 2024;7(2):252-261. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2658-3321.2024.7.2.252-261
