Концептосфера эмоций в повести Германа Гессе «Последнее лето Клингзора»
https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.2.227-237
Аннотация
Концептосферу, представляющую собой совокупность концептов, мы рассматриваем как результат реализации коммуникативного замысла автора текста. Идейное содержание повести Германа Гессе «Последнее лето Клингзора» – это трудная, полная разочарования судьба творца-интеллектуала, талантливого художника, обреченного на одиночество, постоянно ищущего смысл жизни, создавшего свой собственный глубокий, внутренний мир, живущего в нем сложной противоречивой жизнью, испытывающего муки творчества. Талант живописца с большой буквы противопоставляется (в нашем понимании) «стандартному» человеку. Талант обречен на одиночество, недопонимание окружающих, на многочисленные психологические комплексы его обладателя. Этот коммуникативный замысел Германа Гессе генерирует множество концептов, часть из которых эмоциональные концепты. Они занимают значительное место в повести «Последнее лето Клингзора». На материале повести немецко-швейцарского писателя выявлены ключевые эмоциональные концепты – “страх” и “душевные страдания”. Критериальной базой определения ключевых концептов являются суждения гессеведов и квантитативные показатели речевого воплощения данного ментального образования в повести. Страх и душевные страдания – психологически релевантные феномены, оказавшиеся коммуникативно востребованными в произведении Г. Гессе. Их коммуникативная востребованность детерминирована авторской интенцией раскрыть образ талантливого интеллектуала-художника, обреченного на постоянное одиночество и глубокие переживания. В содержании ключевых эмоциональных концептов выявлены перцептивно-образные признаки. Часть из них – это индивидуально-авторские признаки. Определены языковые средства объективации эмоциональных концептов “страх” и “душевные страдания”. Установлен факт высокочастотного использования оригинальных метафор при речевом воплощении исследуемых концептов.
Ключевые слова
Об авторе
Н. А. КрасавскийРоссия
Красавский Николай Алексеевич – профессор
Волгоград
Список литературы
1. Карасик В.И. Модусы интерпретации «Трагедии о Кориолане» У. Шекспира. Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2020;(4):12–28.
2. Нерознак В.П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины. Сборник научных трудов. Язык. Поэтика. Перевод. М., Московский государственный лингвистический университет; 1996. С. 112–116.
3. Слышкин Г.Г. Концептуализация исторической личности сознанием. Тверь: Научная книга; 2013. 156 с.
4. Выстропова О.С. Индивидуально-авторская концептосфера Роберта Бёрнса: монография. Казань, «Бук»; 2020. 164 с.
5. Захарова Н.В. Лингвостилистические средства формирования вербального имиджа Э. Макрона. Казанский лингвистический журнал. 2023;6(4): 501–511. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2023.6.4.501-511 [дата обращения 17.02.2024].
6. Красавский Н.А. Индивидуально-авторские концептосферы эмоций Германа Гессе, Стефана Цвейга и Роберта Музиля: монография. Волгоград, «Перемена»; 2023. 225 с.
7. Макарова О.С. Концепты «Macht» и «Glück» в концептосфере Ф. Ницше. Известия Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Филологические наук. 2023;(1):100–104.
8. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, «Перемена»; 2002. 447 с.
9. Березина А.Г. Герман Гессе. Л.: Лен. ун-т; 1976. 128 с.
10. Блохина Н.А. Персонаж в системе мотивов: на материале произведений Г. Гессе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь; 2003. 26 с.
11. Hesse H. Klingsors letzter Sommer. Kinderseele. S. Fischer Verlag. Berlin; 1920. 76 с.
Рецензия
Для цитирования:
Красавский Н.А. Концептосфера эмоций в повести Германа Гессе «Последнее лето Клингзора». Казанский лингвистический журнал. 2025;8(2):227-237. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.2.227-237
For citation:
Krasavsky N.A. The Conceptual Sphere of Emotions in Hermann Hesse's Novel “The Last Summer of Klingsor”. Kazan linguistic journal. 2025;8(2):227-237. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.2.227-237
