Игровое словотворчество: морфологические и неосемантические трансформации (на материале французского языка)
https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.2.194-203
Аннотация
Данная статья посвящена особой разновидности словосложения во французском языке – телескопированию, сложный механизм усечения и слияния которого образует монолитную структуру нового слова. Авторы анализируют факторы, при которых экстраграмматические процессы действуют на структурные элементы знака так, чтобы фонология и семантика в слове реализовались каждая в соответствии со своей задачей, в то время как для условных единиц или единиц, происходящих из кодированных языков (арго, верлан), семантика фиксирована - она остается таковой в исходном знаке. Актуальность данного исследования обусловлена устойчивым научным и социальным интересом к окказиональному словосложению, утверждается, что помимо экономии языковых средств и обретения нового смысла контаминированная лексема обнаруживает в себе экспрессивный посыл, призванный оказать эмоциональное воздействие на адресата. Исследование показало, что динамический характер процессов телескопирования подразумевает проникновение неологической лексемы в различные типы дискурсов – разговорного, рекламного и политического, при этом лингво- творчество во французской медиаречи предлагает новые коннотации – как мелиоративные, одобрительные так и дерогативные, выражающие иронию или презрение. Такие словостяжения укрепляют интерактивный контакт, льстя языковым навыкам читателей и одновременно усиливая запоминание передаваемого сообщения.
Об авторах
И. Я. ВергасоваРоссия
Вергасова Ирина Яковлевна – кандидат филологических наук, доцент
Казань, Республика Татарстан
С. С. Тахтарова
Россия
Тахтарова Светлана Салаватовна – доктор филологических наук, профессор
Казань, Республика Татарстан
Список литературы
1. Агеева А.В., ГимадиеваД.A.Словообразовательный потенциал англоязычного MOBA-сленга Казанский лингвистический журнал. 2022;(5):2: https://doi.org/10.26907/2658-3321.2022.5.2.158-165. URL: http://kaz-linguo-journal.ru/index.php/linguo/article/view/255/236 [дата обращения: 03.11.2024].
2. Ageeva A.V., Abdullina L.R Linguistic and cultural adaptation of English-language slogans in French advertising discourse. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics.2018;15(2):11–15. (in Russ.). DOI: 10.14529/ling180202 (in Russ.)
3. Dressler Wolfgang U., Pfeiffer Oskar E., Pöchtrager Markus, Rennison John R. (Editors). Morphological Analysis in Comparison/Current Issues in Linguistic Theory. John Benjamins; 2000. 253 p.
4. FradinB.Les mots-valises: jeux et enjeux. Observatoire de Paris. January;2015. URL: https://www.researchgate.net/publication/329698953_Les_mots-valises_jeux_et_enjeux [accessed:12.09.2024]
5. Dictionnaire Le Robert Dico en ligne. URL: https://dictionnaire.lerobert.com/ [accessed 15.10.2024].
6. Paul Courbis Page officielle de défense et illustration de la langue xyloglotte. URL:https://www.courbis.fr/Page-officielle-de-defense-et.html [accessed: 03.11.2024].
7. Eric Conan Extension du domaine du mensonge Marianne27.07.2013. URL: https://www.marianne.net/politique/extension-du-domaine-du-mensonge [дата обращения 05.10.2024].
8. Wordpress. URL: https://aucoinducomptoir.wordpress.com/2017/04/13/elections-lheure-est-a-la-clarification/#more-5190 [accessed: 03.11.2024].
Рецензия
Для цитирования:
Вергасова И.Я., Тахтарова С.С. Игровое словотворчество: морфологические и неосемантические трансформации (на материале французского языка). Казанский лингвистический журнал. 2025;8(2):194-203. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.2.194-203
For citation:
Vergasova I.Ya., Takhtarova S.S. Game Word-Making: Morphological and Neosemantic Transformations (a Case Study of the French Language). Kazan linguistic journal. 2025;8(2):194-203. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.2.194-203
