Музыка как приют и как неистовая сила в романе Паскаля Киньяра «Вилла Амалия»
https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.1.57-67
Аннотация
Тема музыки и образ музыканта пронизывают большую часть романного творчества Паскаля Киньяра, современного французского писателя. Цель данной статьи – детально проанализировать образный ряд, связанный с музыкой и образом музыканта в романе Паскаля Киньяра «Вилла Амалия». Музыкальный экфрасис – то есть описание музыки средствами литературы – анализируется сквозь призму философско-эстетических воззрений самого писателя. В ходе работы были выявлены конкретные образы, эксплицирующие тему музыки в романе. Образный ряд предстает амбивалентным: с одной стороны, музыка в романе ассоциируется с приютом, с другой стороны, она связана с губительной и разрушительной силой. Образный ряд, связанный с музыкой, можно поделить на две группы: к первой группе условно отнесем образ детства, лавра, эмбриона, виллы на острове – то есть всё то, что эксплицирует тему приюта, убежища, утешения. Ко второй группе образов относятся гроза, молния – они раскрывают представления Киньяра о музыке как о губительной и разрушительной силе. Помимо этого, в ходе работы выявляется первоисточник связанного с темой музыки образа приюта: психоаналитические идеи о травме рождения. Главная героиня непрестанно чувствует желание вернуться в материнское лоно, и даже плавание героини в море соотносится с нахождением в околоплодных водах. Тема музыки напрямую связана с мотивом утешения.
Ключевые слова
Об авторах
А. С. КондаковаРоссия
Кондакова Арина Сергеевна – аспирант
Санкт-Петербург
В. Д. Алташина
Россия
Алташина Вероника Дмитриевна – профессор кафедры истории зарубежных литератур
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Киньяр П. Все утра мира. Санкт-Петербург: Азбука-классика; 2007.
2. Киньяр П. Ненависть к музыке: короткие трактаты. Москва: Текст; 2021.
3. Киньяр П. Вилла Амалия. Москва: Текст; 2021.
4. Федорова А.С., Воскресенская Е.Г. Источники интерконтекстуальных включений в поликодовом тексте (на материале кинокомиксов). Казанский лингвистический журнал. 2020;2(3):93–104.
5. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. Санкт-Петербург: Наука; 2007.
6. Григореску Д. Музыка как предчувствие в некоторых романах Паскаля Киньяра. Париж: Университет Западный Париж. 2015;3(2):183–189. (На фр.яз.)
7. Ранк О. Травма рождения и её значение для психоанализа. Москва: КогитоЦентр; 2009.
8. Кузищин В.И. Словарь античности. Москва: Прогресс; 1989.
9. Розолато Г. Отношения неизвестных. Париж: Галлимар; 1989. (На фр.яз.)
10. Титова Н.П. Образ музыканта и музыкальный экфрасис в романе П. Киньяра «Все утра мира». Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2017;373:163–171.
Рецензия
Для цитирования:
Кондакова А.С., Алташина В.Д. Музыка как приют и как неистовая сила в романе Паскаля Киньяра «Вилла Амалия». Казанский лингвистический журнал. 2025;8(1):57-67. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.1.57-67
For citation:
Kondakova A.S., Altashina V.D. Music as a Shelter and as a Violent Force in Pascal Quignard's Novel “Villa Amalia”. Kazan linguistic journal. 2025;8(1):57-67. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.1.57-67
