Preview

Казанский лингвистический журнал

Расширенный поиск

Практико-исследовательский проект в иноязычном образовании как средство формирования ценностно-смысловых установок обучающихся

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.3.320-329

Аннотация

Статья вносит вклад в развитие теории и практики воспитания, расширяя научные представления о технологическом уровне иноязычного образования как основы для реализации его воспитательного компонента. В статье обосновывается насущная необходимость формирования социально и личностно значимых ценностно-смысловых установок молодежи, что в научной плоскости трансформируется в актуальную проблему поиска возможностей реализации данной цели в образовательном процессе. Авторы статьи обращаются к практико-исследовательскому проекту (ПИП) и рассматривают его как средство формирования ценностно-смысловых установок обучающихся в рамках изучения учебного предмета «Иностранный язык». Для создания более полного представления о ПИП приводятся сведения о разработчиках проекта и первоначальных целях его использования, также присутствует краткий обзор вариантов использования этой технологии в различных образовательных целях. Авторы выделяют этапы проведения ПИП на уроках иностранного языка, акцентируя внимание на целевой доминанте по формированию ценностно-смысловых установок обучающихся. Особое внимание уделяется вопросу отбора аспектов действительности для формулирования проблемных вопросов ПИП. В статье приводятся ключевые принципы, лежащие в основе отбора материала. Авторы предприняли попытку расширения сферы применения в иноязычном образовании такого средства, как ПИП и обосновали возможность его использования для реализации воспитательных целей, а именно формирования ценностно-смысловых установок обучающихся, что придает исследованию определённую научную новизну.

Об авторах

О. И. Степашкина
Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
Россия

Степашкина Оксана Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент

Липецк



Е. Г. Трунова
Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
Россия

Трунова Елена Геннадиевна – кандидат педагогических наук, доцент

Липецк



Список литературы

1. Меретукова З.К., Чиназирова А.Р., Шехмирзова А.М. Усиление воспитывающей функции обучения как проблема педагогической науки и образования. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018;2(218):58–69.

2. Перелыгина И.В. Психологические условия становления ценностно-смысловых установок студентов в процессе самопроектирования жизненной позиции: автореф. дис. 2008.

3. Хаирова С.И. Ценностно-смысловые установки подростков как предикторы социального поведения. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. Том 10 (76). 2024; (1): 153–165.

4. Абакумова И.В., Рядинская Е.Н. Ценностно-смысловые установки как фактор социальной интеграции личности в условиях вооруженного конфликта. Вестник Удмуртского универси-тета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2017; (1): 52–58.

5. Леонтьев Д.А. Личностная зрелость как опосредование личностного роста. Культурно-историческая психология развития. М., Смысл; 2001: 154–161.

6. Пассов Е.И. Методология методики: теория и опыт применения (избранное). Липецк: ЛГПУ; 2002.

7. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос; 2009.

8. Немецкий – первый второй иностранный (Проект Гете-Института г. Москва). URL: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/eng/dez.html [дата обращения: 09.06.2024].

9. Лоза А.В. Практико–ориентированный исследовательский проект как способ повышения качества образования и механизм апробации новых технологий в обучении иностранному языку в высшей школе https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42828530. Симферополь: Переводческий дискурс: междисциплинарный подход. Материалы IV междун. научно-практ. конференции. 2020: 183–188.

10. Смоля М.С. Практико–исследовательский проект как инструмент самоанализа, рефлексии и оптимизации профессиональной деятельности будущих учителей немецкого языка https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43412825. Мир науки, культуры, образования. 2020; 3 (82): 291–293.

11. Чеснокова Е.В., Орехова А.И. Использование практико-исследовательских проектов при организации самостоятельной работы на уровне основного общего образования (на материале английского языка). Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. 2024; (2).

12. Чупина В.А., Федоренко О.А. Теория и практика профессиональной педагогической рефлексии: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та; 2023.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2–х томах. Т. 2. М.: Педагогика; 1989.

14. Кондратьева И.Г. Развитие рефлексивного и межкультурного потенциала студентов. Казанский лингвистический журнал. 2018; 2 (1): 123–130.

15. 10 Schritte zum Praxiserkundungsprojekt (PEP). Goethe-Institut; 2012. URL: https://www.goethe.de/resources/files/pdf22/dll_10SchrittezumPEP.pdf [дата обращения: 09.06.2024].


Рецензия

Для цитирования:


Степашкина О.И., Трунова Е.Г. Практико-исследовательский проект в иноязычном образовании как средство формирования ценностно-смысловых установок обучающихся. Казанский лингвистический журнал. 2025;8(3):320-329. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.3.320-329

For citation:


Stepashkina O.I., Trunova E.G. Practical Research Project in Foreign Language Education as a Means of Forming Value-semantic Attitudes of Students. Kazan linguistic journal. 2025;8(3):320-329. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.3.320-329

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-3321 (Print)