Новозаветный реминисцентный фон «Войны и мира» Л.Н. Толстого
https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.1.28-46
Аннотация
Статья посвящена сюжетно-образным параллелям «Войны и мира» Л.Н. Толстого и Нового Завета. Новозаветные реминисценции в произведении рассматриваются в качестве приемов моделирования сотериологического жанрового содержания, а также в качестве своеобразной художественной экзегезы. Так, рассмотрены корреляции эпизода с дубом с «чудом о смоковнице», «Эпилога» – с Гефсиманским молением и другие проявления новозаветного образного кода.
Вместе с тем рассмотрена антропонимическая система «Войны и мира» в ее соотнесенности с евангельской ономастикой. «Князь Андрей», «Пьер» – это измененные имена апостолов, имя княжны Марьи – отсылка к имени Девы Марии. Числовая символика произведения также напоминает о сакральном тексте: возраст князя Андрея в 1812 г. – 33 года, он возвращается в свое имение через 4 месяца после сражения при Аустерлице (отсылка к Лазарю четверодневному). Евангельская тема Отца и Сына звучит в «Эпилоге» «Войны и мира». Показано, что апеллятив «книга», соотнесенный с Евангелием, соответствует особенностям сакральных текстов. Рассмотрена также роль цитирования евангельских стихов героями произведения.
Ключевые слова
Об авторе
Е. Ю. ПолтавецРоссия
Полтавец Елена Юрьевна – кандидат филологических наук, доцент доцент Департамента филологии
Института гуманитарных наук
Москва
Список литературы
1. Фейхтвангер Л. Собр. соч. в 12 т. Т. 12. М.: Худож. лит.; 1968.
2. Топоров В.Н. Имена. Топоров В.Н. Мифология. В 2 т. Т.1. М.: Языки славянской культуры; 2014. С. 256–282.
3. Мак-Ким Д.К. Вестминстерский словарь теологических терминов. М.: Республика; 2004.
4. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22 т. М.: Худож. лит.; 1978–1985.
5. Словарь библейских образов, под общ. ред. Л. Райкена, Дж. Уилхойта, Т. Лонгмана III. СПб.: Библия для всех; 2005.
6. Махинина Н.Г., Насрутдинова Л.Х. Смерть-уход в зеркале русской литературы XI– XXI веков. Казанский лингвистический журнал. 2023;6(1):36–46.
7. Фостер Т. Искусство чтения. Как понимать книги. М.: Манн, Иванов и Фарбер; 2015.
8. Ермилов В.В. Толстой-романист. М.: Худож. лит.; 1965.
9. Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М.: Современник; 1982.
10. Гивенс Д. Образ Христа в русской литературе: Достоевский, Толстой, Булгаков, Пастернак. СПб.: Academic Studies Press; 2021.
11. Альбедиль М.Ф. Буддизм. СПб.: Питер; 2006.
12. Кеоун Д. Буддизм. М.: Весь мир; 2001.
13. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Renaissance; 1991.
14. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. М.: ГИХЛ; 1928–1958.
15. Тамарченко Н.Д. Структура сюжета в большой эпической форме. «Литературоведение как литература». Сб. в честь С.Г. Бочарова. М.: Языки славянской культуры; Прогресс-традиция; 2004. С. 313–320.
16. Торгунов В.Б. «От смоковницы… знаете». Наука и религия. 1992;(8):40–42.
17. Берман Б.И., Мардов И.Б. Откровения князя Андрея. Берман Б.И. Сокровенный Толстой. М.: Гендальф; 1992. С. 81–193.
18. Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. М.: Наследие; 1996.
19. Садовяну М. Толстой. Литературное наследство. Т. 75. Кн. 1. Толстой и зарубежный мир. М.: Наука; 1965. с. 112–116.
Рецензия
Для цитирования:
Полтавец Е.Ю. Новозаветный реминисцентный фон «Войны и мира» Л.Н. Толстого. Казанский лингвистический журнал. 2025;8(1):28-46. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.1.28-46
For citation:
Poltavets E.Yu. New Testament Reminiscence Background of L.N. Tolstoy`s “War and Peace”. Kazan linguistic journal. 2025;8(1):28-46. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.1.28-46
