Разработка самостоятельно устанавливаемого образовательного стандарта по лингвистике: проблемы и перспективы.
https://doi.org/10.26907/2658-3321.2024.7.4.436-446
Аннотация
В статье описывается опыт составления СУОС по лингвистике, рассматриваются проблемы и перспективы его реализации. Особое внимание уделяется осмыслению новой образовательной модели уровней базового высшего образования и специализированного высшего образования программ магистратуры по направлению подготовки 45.03.02 и 45.04.02 Лингвистика. Отмечается, что переход на СУОС позволил увеличить сроки обучения на базовой ступени высшего образования, что дало возможность расширения квалификации выпускника и повышения качества образования. В статье затрагивается тема формирования жизненно-образовательного маршрута обучающегося через выбор образовательных треков и модулей. Также объясняются принципы разделения уровня специализированного высшего образования на прикладную и исследовательскую магистратуру. Подчеркивается, что немаловажным аспектом были преемственность от Федерального государственного образовательного стандарта к самостоятельно устанавливаемому образовательному стандарту и ориентация на Профессиональный стандарт 1438 «Специалист в области перевода». Важной составляющей в разработке СУОС стало определение квалификаций и образовательных результатов, так как во ФГОСе этот момент не учитывался, а прописываемая квалификация зависела от уровня образования: бакалавр или магистр. Неотъемлемая часть работы над СУОС заключалась в формулировке общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а также их индикаторов.
Об авторе
Е. Г. ФоноваРоссия
Фонова Евгения Геннадьевна – доцент
Список литературы
1. Указ президента Российской Федерации от 12 мая 2023 года № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005 [дата обращения: 22.05.2024].
2. Данилов А.Н., Кон Е.Л., Лобов Н.В., Матушкин Н.Н., Фрейман В.И., Южаков А.А. Практика разработки и применения самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и программ высшего образования. Высшее образование в России. 2014;6:5–13.
3. Корнева И.Г. К вопросу о сущностно-содержательной характеристике понятия «способность к жизненному самоопределению студентов вуза». Казанский лингвистический журнал. 2021;4(2):271–286.
4. Бабенко О.В. Аудиовизуальный перевод как актуальное направление подготовки переводчиков. Казанский лингвистический журнал. 2020;3(3):289–299.
5. Профессиональный стандарт 1438 «Специалист в области перевода» URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382769/6121fcbcf67a348caf32cf9450feb3776733eb9e [дата обращения: 25.05.2024].
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-45-03-02-lingvistika-969/ [дата обращения: 28.05.2024].
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – магистратура по направлению подготовки 45.04.02 Лингвистика URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-45-04-02-lingvistika-992/ [дата обращения: 28.05.2024].
8. Профессиональный стандарт 01 «Образование и наука» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_219892/8fba8d7eed9f70829d6f9c0d2d84333d5356c819/ [дата обращения: 30.05.2024].
Рецензия
Для цитирования:
Фонова Е.Г. Разработка самостоятельно устанавливаемого образовательного стандарта по лингвистике: проблемы и перспективы. Казанский лингвистический журнал. 2024;7(4):436-446. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2024.7.4.436-446
For citation:
Fonova E.G. Development of a Self-Determined Educational Standard in Linguistics: Problems and Prospects. Kazan linguistic journal. 2024;7(4):436-446. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2658-3321.2024.7.4.436-446
