Preview

Казанский лингвистический журнал

Расширенный поиск

Коммуникативные тактики комплимента и самопрезентации в российских интервью представителей шоу-бизнеса

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.3.377-386

Аннотация

Выявление базовых коммуникативных тактик в речевом жанре «интервью», занимающего значительное место в современном масс-медиальном дискурсе, является актуальной задачей, решение которой позволяет увидеть ценностные установки его участников, обнаружить мотивы их речевых поступков, установить наиболее часто используемые языковые средства реализации коммуникативных интенций интервьюируемых. К анализу привлечены опубликованные в российских СМИ 105 интервью. Интервьюерами являются представители отечественного шоу-бизнеса. Самопрезентация представителей шоу-бизнеса может реализовываться как в эксплицитной, так и в имплицитной форме. В данном жанре лидирующие позиции занимают коммуникативные тактики самопрезентации и комплимента. Их частотное использование в едином текстовом комплексе обусловлено коммуникативной интенцией участников отечественного шоу-бизнеса в комплиментарной форме оценить деятельность и личностные качества медийных личностей и позиционировать себя как максимально статусно равных им. Тактика комплимента третьему лицу, являющегося авторитетом в шоу-бизнесе, посредством беседы с журналистом используется интервьюируемым как действенный инструмент самопиара, выступающего эффективным способом публично заявить о себе, приобрести популярность. Наиболее часто используемые языковые средства при речевом воплощении данных тактик – позитивно-оценочные эпитеты (уникальный, бесценный, талантливый, прекрасный, потрясающий), обладающие значительным перлокутивным эффектом.

Об авторах

Л. С. Аляева
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Россия

Аляева Лилия Сергеевна – аспирант

Волгоград



Н. А. Красавский
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Россия

Красавский Николай Алексеевич – профессор

Волгоград



Список литературы

1. Иньего-Мора Изабель, Делиджорджи Катерина. Стратегия уклонения в политическом интервью: анализ телевизионных интервью Тони Блэра. Политическая лингвистика. 2007; 3(23): 78–90.

2. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 5-е изд. М.: ЛКИ; 2008. 284 с.

3. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. Успешность речевого взаимодействия. М.: Рипол Классик; 2002. 320 с.

4. Копцева В.А. Жанр интервью в политическом дискурсе Г.А. Зюганова. Политическая лингвистика. 2015; 3(53): 107–115.

5. Красавский Н.А. Коммуникативные стратегии и тактики в речевом жанре «интервью» при обсуждении немецкими СМИ военных событий на Украине. Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2023; 27(3); 68–80.

6. Красавский Н.А. Коммуникативная стратегия дискредитации России в немецких СМИ при освещении событий на Украине (март-май 2022 года). Казанский лингвистический журнал. 2023;6(1): 123–133. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2023.6.1.123-133

7. Кузнецова В.В. Классификация жанров медийно-развлекательного дискурса. Известия Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Филологические науки. 2024; 1(05): 47–52.

8. Star Hit. URL: https://www.starhit.ru/exclusive/ya-nauchilsya-s-etim-zhit-aleksei-vorobev-ob-ispytanii-devushkakh-shou-duety-925850/ [дата обращения 21.12.23].

9. Star Hit. URL: https://www.starhit.ru/interview/marat-basharov-ob-uhode-iz-teatra-uehavshih-kollegah-predatelyah-i-lichnom-predskazanii-ekstrasensov-282180/?ysclid=m60x95ni3q561640084 [дата обращения 21.12.23].

10. U magazine. URL: https://umagazine.ru/stars/interview/nikola-melnikov-o-kontserte-receptio-neoklassike-i-lyubimom-muzykalnom-ispolnitele- [дата обращения 21.12.23].


Рецензия

Для цитирования:


Аляева Л.С., Красавский Н.А. Коммуникативные тактики комплимента и самопрезентации в российских интервью представителей шоу-бизнеса. Казанский лингвистический журнал. 2025;8(3):377-386. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.3.377-386

For citation:


Alyaeva L.S., Krasavsky N.A. Communicative Tactics of Compliment and Self Presentation in Russian Interviews with Repre Sentatives of Show Business. Kazan linguistic journal. 2025;8(3):377-386. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.3.377-386

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-3321 (Print)