Коммуникативные тактики комплимента и самопрезентации в российских интервью представителей шоу-бизнеса
https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.3.377-386
Аннотация
Выявление базовых коммуникативных тактик в речевом жанре «интервью», занимающего значительное место в современном масс-медиальном дискурсе, является актуальной задачей, решение которой позволяет увидеть ценностные установки его участников, обнаружить мотивы их речевых поступков, установить наиболее часто используемые языковые средства реализации коммуникативных интенций интервьюируемых. К анализу привлечены опубликованные в российских СМИ 105 интервью. Интервьюерами являются представители отечественного шоу-бизнеса. Самопрезентация представителей шоу-бизнеса может реализовываться как в эксплицитной, так и в имплицитной форме. В данном жанре лидирующие позиции занимают коммуникативные тактики самопрезентации и комплимента. Их частотное использование в едином текстовом комплексе обусловлено коммуникативной интенцией участников отечественного шоу-бизнеса в комплиментарной форме оценить деятельность и личностные качества медийных личностей и позиционировать себя как максимально статусно равных им. Тактика комплимента третьему лицу, являющегося авторитетом в шоу-бизнесе, посредством беседы с журналистом используется интервьюируемым как действенный инструмент самопиара, выступающего эффективным способом публично заявить о себе, приобрести популярность. Наиболее часто используемые языковые средства при речевом воплощении данных тактик – позитивно-оценочные эпитеты (уникальный, бесценный, талантливый, прекрасный, потрясающий), обладающие значительным перлокутивным эффектом.
Об авторах
Л. С. АляеваРоссия
Аляева Лилия Сергеевна – аспирант
Волгоград
Н. А. Красавский
Россия
Красавский Николай Алексеевич – профессор
Волгоград
Список литературы
1. Иньего-Мора Изабель, Делиджорджи Катерина. Стратегия уклонения в политическом интервью: анализ телевизионных интервью Тони Блэра. Политическая лингвистика. 2007; 3(23): 78–90.
2. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 5-е изд. М.: ЛКИ; 2008. 284 с.
3. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. Успешность речевого взаимодействия. М.: Рипол Классик; 2002. 320 с.
4. Копцева В.А. Жанр интервью в политическом дискурсе Г.А. Зюганова. Политическая лингвистика. 2015; 3(53): 107–115.
5. Красавский Н.А. Коммуникативные стратегии и тактики в речевом жанре «интервью» при обсуждении немецкими СМИ военных событий на Украине. Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2023; 27(3); 68–80.
6. Красавский Н.А. Коммуникативная стратегия дискредитации России в немецких СМИ при освещении событий на Украине (март-май 2022 года). Казанский лингвистический журнал. 2023;6(1): 123–133. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2023.6.1.123-133
7. Кузнецова В.В. Классификация жанров медийно-развлекательного дискурса. Известия Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Филологические науки. 2024; 1(05): 47–52.
8. Star Hit. URL: https://www.starhit.ru/exclusive/ya-nauchilsya-s-etim-zhit-aleksei-vorobev-ob-ispytanii-devushkakh-shou-duety-925850/ [дата обращения 21.12.23].
9. Star Hit. URL: https://www.starhit.ru/interview/marat-basharov-ob-uhode-iz-teatra-uehavshih-kollegah-predatelyah-i-lichnom-predskazanii-ekstrasensov-282180/?ysclid=m60x95ni3q561640084 [дата обращения 21.12.23].
10. U magazine. URL: https://umagazine.ru/stars/interview/nikola-melnikov-o-kontserte-receptio-neoklassike-i-lyubimom-muzykalnom-ispolnitele- [дата обращения 21.12.23].
Рецензия
Для цитирования:
Аляева Л.С., Красавский Н.А. Коммуникативные тактики комплимента и самопрезентации в российских интервью представителей шоу-бизнеса. Казанский лингвистический журнал. 2025;8(3):377-386. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.3.377-386
For citation:
Alyaeva L.S., Krasavsky N.A. Communicative Tactics of Compliment and Self Presentation in Russian Interviews with Repre Sentatives of Show Business. Kazan linguistic journal. 2025;8(3):377-386. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.3.377-386
