Образ матери в женской поэзии Китая «нового периода»
https://doi.org/10.26907/2658-3321.2023.6.2.165-175
Аннотация
Статья посвящена изучению образа матери в современной женской поэзии Китая как наиболее устойчивого культурного образа, что позволяет проследить перемены в отношении традиционного представления о роли и функции женщины на фоне социально-политических преобразований китайского общества, а также определить некоторые сущностные характеристики феномена женской поэзии, возникшего в числе других художественных направлений и школ в современной китайской поэзии.
В условиях политики «реформ и открытости» литература Китая совершает переход от однополярной художественной парадигмы соцарта к многополярной, становится возможным сосуществование самых разных стилей, эстетических установок, мнений о поэтическом языке. Женская поэзия Китая, известная в российском литературоведении по редким статьям и немногочисленным переводам, отражает процесс творческих поисков китайских поэтов в переходный период.
Образ матери в творчестве современных поэтесс Ли Сяоюй, Чжай Юнмин, Фу Тяньлинь, Инь Личуань, Шу Тин, представительниц разных поколений, выражен как мать- прародительница, реально-бытовой, возвышенно-обобщающий. Поэтессы от реальнобытового образа своей матери переходят к обобщающему, связанному с понятием прародительницы или родины. Отсутствие идеализации образа матери и его «снижение» сосуществует параллельно с безусловными ценностно-функциональными доминантами образа матери. В приоритете женской поэзии находится исследование эмоционального и психологического состояния женщины, поэтессы от высоких гуманистических идеалов приближаются к повседневной жизни.
Полученные результаты исследования восполняют общую картину истории современной китайской поэзии, описывают эстетические воззрения и основания женской поэзии, способствуют объективному восприятию духовных трансформаций китайского общества в транзитивный период.
Об авторе
О. Д. ТугуловаРоссия
Тугулова Ольга Доржиевна – доцент
Улан-Удэ
Список литературы
1. Под ред. Чжан Тунъу. ЖШ: 2010. (На кит. яз.)
2. Блюмхен С.И. Три сюжета о Нюй-ва: новая гипотеза. Китай и окрестности: мифология, фольклор, литература. под ред. И. С. Смирнова. М.: РГГУ; 2010. с. 101-121.
3. Поэзия и проза Китая ХХ века. О прошлом - для будущего. сост. Г.Б. Ярославцев, Н.В. Захарова. М.: ЗАО Центрполиграф; 2002.
4. 李峰. 舒婷诗歌中的多义化母亲形象.文史杂志. 2006;(4). URL: http://www.readers365.com/Wenshizazhi/wszz2006/wszz20060423.html [дата обращения: 30.11.2022]. (На кит. яз.)
5. Хайдапова М.Б-О. Становление поэтического творчества Шу Тин. Вестник Бурятского государственного университета. 2009;(8):197-202.
6. 朦胧诗精选. 海啸选编. 哈尔滨: 黑龙江科技出版社; 2010. (На кит. яз.)
7. Мост над рекой времени. сост. В.И. Семанов, Б.Г. Валентинов. М.: Современник; 1989.
8. Азиатская медь: антология современной китайской поэзии. сост. Лю Вэньфэй. СПб.: «Петербургское востоковедение»; 2007.
9. Спешнев Н.А. Китайцы: особенности национальной психологии. СПб.: КАРО; 2011.
10. Китайская поэзия сегодня. сост. Н. Азарова, Ю. Дрейзис. М.: Культурная революция; 2017.
11. Jaguscik Justyna. Literary Body Discourses. Corporeality, Gender and Class Difference in Contemporary Chinese Women’s Poetry and Fiction. Zurich: University of Zurich, Faculty of Arts; 2016.
12. 中国现代诗歌大全. URL: http://www.shigeku.org/xlib/xd/sgdq/index.htm [дата обращения: 20.12.2022]. (На кит. яз.)
13. 鲍宇琪. 浅析尹丽川的 “妈妈”. 文学教育. 2011;(5). 2011;(5). URL: http://www.yuyingchao.com/beike/html_qikan/wenxuejiaoyu_6/151406.html [дата обращения: 15.10.2022] . (На кит. яз.)
14. Crevel Maghiel van. Chinese Poetry in Times of Mind, Mayhem and Money. Leiden; Boston: Brill; 2008.
Рецензия
Для цитирования:
Тугулова О.Д. Образ матери в женской поэзии Китая «нового периода». Казанский лингвистический журнал. 2023;6(2):165-175. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2023.6.2.165-175
For citation:
Tugulova O.D. A Mother’s Image in the Chinese Female Poetry of the “New Period”. Kazan linguistic journal. 2023;6(2):165-175. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2658-3321.2023.6.2.165-175
