Использование цифровых технологий в рамках коммуникативного аспектного обучения неродному языку
https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.2.153-165
Аннотация
В статье рассматривается возможность применения искусственного интеллекта, в частности ChatGPT, в практике преподавания иностранных языков. Обосновывается эффективность такого рода языковых моделей как дополнительных инструментов для формирования языковых умений и навыков в процессе коммуникативного аспектного обучения студентов-инофонов, способствующих повышению мотивации, персонализации обучения, экономии учебного времени. На примере изучения немецкого языка в туркменской аудитории приводятся определенные виды работ в рамках лексического и грамматического аспектов с использованием ChatGPT: постановка общего вопроса по теме, расширение словарного запаса, знакомство с грамматическими конструкциями, построение диалога, создание ментальной карты и др. Особо подчеркивается ведущая роль преподавателя (сопровождение, корректировка) в паре «обучающий – обучаемый». На основе имеющегося опыта использования ИИ в практике преподавания языков выделяются плюсы и минусы такого рода деятельности: с одной стороны – одновременная работа с иностранным языком (немецким) и родным языком (туркменским), объяснение языковых фактов с приведением примеров, с другой стороны – отсутствие абсолютной точности при переводе с родного языка на немецкий язык и наоборот, статичность. Предлагаются направления дальнейшего изучения возможностей применения моделей ИИ в процессе обучения языкам.
Ключевые слова
Об авторах
Н. Л. ШамнеРоссия
Шамне Николай Леонидович – Профессор
Волгоград
М. В. Милованова
Россия
Милованова Марина Васильевна – Профессор
Волгоград
Список литературы
1. Алексеева И.С., Бояркина А.В., Просюкова К.О., Тахтарова С.С. Дидактика перевода и трилингвизм: новый потенциал. Казанский лингвистический журнал.2021;4(2):302–318. DOI: 10.26907/2658-3321.2021.4.2.302-318.
2. Baskara R., Mukarto F.X. Exploring the Implications of ChatGPT for Language Learning in Higher Education. Indonesian Journal of English Language Teaching and Applied Linguistics. 2023;7(2):343–358. DOI:10.21093/ijeltal.v7i2.1387.
3. Hong W., Cheong H. The impact of ChatGPT on foreign language teaching and learning: opportunities in education and research. Journal of Educational Technology and Innovation. 2023;5(1):37–45. DOI:10.61414/jeti.v5i1.103
4. ИрисметовА.И., КазаковаУ.А. Особенности обучения специалистов предприятий нефтегазового комплекса на основе цифровыхтехнологий. Казанский лингвистический журнал. 2022;5(3):413–428. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2022.5.3.413–428.
5. Kohnke L., Moorhouse B.L., Zou Di ChatGPT for language teaching and learning. RELC-Journal. 2023;4(1):1–14. DOI:10.1177/00336882231162868.
6. Кондрахина Н.Г., Петрова О.Н. Использование возможностей искусственного интеллекта для преподавания иностранных языков: новая реальность. Мир науки, культуры, образования. 2024;1(104):360–363.
7. Панасенков Н.А., Лузганова А.А. Опыт применения платформы “Knowt” в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку на основе кейсовой методики. Казанский лингвистический журнал.2024;7(3):279–288. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2024.7.3.279-288.
8. Васильева В.И. Особенности применения VR-технологии в обучении иностранному языку в вузе. Казанский лингвистический журнал. 2024;7(4):423–435. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2024.7.4.423-435.
9. BirerG. C.ChatGPT. TÜBİTAK Bilim ve Teknik Dergisi. 2023;56(662):36–37.
Рецензия
Для цитирования:
Шамне Н.Л., Милованова М.В. Использование цифровых технологий в рамках коммуникативного аспектного обучения неродному языку. Казанский лингвистический журнал. 2025;8(2):153-165. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.2.153-165
For citation:
Shamne N.L., Milovanova M.V. Using Digital Technologies in the Framework of Communicative Aspect Teaching a Foreign Language. Kazan linguistic journal. 2025;8(2):153-165. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.2.153-165
