Preview

Казанский лингвистический журнал

Расширенный поиск

Сонет в поэзии Ш. Леконта де Лиля: к вопросу о «парнасском» сонете

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.3.348-361

Аннотация

Статья является первой частью работы, посвященной исследованию специфики «парнасского» сонета. Целью данной статьи является постановка проблемы и ее изучение в первом приближении на материале сонетного творчества Ш. Леконта де Лиля. Исследовано двадцать три сонета и одна сонетная поэма, изучены писательские стратегии французского поэта; проанализированы тематический диапазон сонетов, схема и рисунок их рифмовки. Исследована трансформация сонета как жанра и как формы на материале сонетной поэмы «Le Conseil du Fakir».

Исследование выявило характерные черты писательской стратегии поэта: компоновка поэтических сборников по большей части из ранее опубликованных текстов; возможна авторская редакция текста после его первой публикации, а также постоянная редактура состава самих поэтических сборников. Тематический диапазон сонетов Леконта де Лиля достаточно широк и включает в себя сонеты философские, пейзажные, анималистические, ориенталистские и др. Делается вывод о том, что внешне классические, традиционные сонеты Леконта де Лиля оригинальны по схеме и рисунку рифмовки. В поэме «Le Conseil du Fakir» Леконт де Лиль использует лишь сонетную форму. Делается предварительный вывод о том, что Леконт де Лиль, как и его предшественники-романтики (Сент-Бев, Нерваль), «расшатывает» сонетный канон на разных уровнях: расширения тематики, содержания и структуры.

Об авторе

Е. В. Сашина
Псковский государственный университет
Россия

Сашина Елена Владимировна – доцент

Псков



Список литературы

1. Banville Th. de Petit Traité de poésie française. Paris: Alphonse Lemerre ; 1891.

2. Иванюк Б.П. Сонет: словарное досье. Филоlogos. 2021; 2 (49): 25–33.

3. Ложкова А.В. Сонет как лирический жанр. Уральский филологический вестник. 2012; 6:5–18.

4. Максимов С.Н., Курникова Н.С. Сонет: вчера и сегодня. Вопросы переводоведения, межкультурной коммуникации и зарубежной литературы. Сборник научных статей. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. 2020;320–325.

5. Зубкова М.В. История сонета как жанра и его роль в развитии петраркизма. Вестник Пятигорского государственного университета. 2019;4:96–99.

6. Коноплюк Н.В. Сонетный цикл: проблема жанра. Балтийский гуманитарный журнал. 2015; 3 (12): 14–17.

7. Кузнецова Н.Н., Шевякова И.А. Изучение категории жанра на примере твердой формы сонета. Современные исследования социальных проблем. 2022;14(1): 137–151.

8. Тихонова М.П., Ананьева П.П. Художественное своеобразие французского сонета. Риторика. Лингвистика. 2024; 19: 160–175.

9. Тихонова М.П., Ананьева П.П. Лингводидактический потенциал французского сонета. Проблемы современной лингводидактики. 2024;20: 59–72.

10. Gendre A. Evolution du sonnet français. Paris: PuF; 1996.

11. Leconte de Lisle Ch.-M. Premieres poésies et lettres intimes. Paris: Charpentier ; 1902.

12. Leconte de Lisle Ch.-M. Poèmes et Poésies. Paris: Dentu; 1855.

13. Leconte de Lisle Ch.-M. Poésies barbares. Paris: Poulet-Malassis; 1862.

14. Revue européenne: lettres, sciences, arts, voyages, politique. 1861; 18: 375.

15. Revue européenne: lettres, sciences, arts, voyages, politique. 1861; 18: 578.

16. Revue européenne: lettres, sciences, arts, voyages, politique. 1861; 27: 808–809.

17. Revue contemporaine. 1860; 13: 510.

18. Revue contemporaine. 1862; 27: 796–797.

19. Revue contemporaine. 1864; 39: 797–798.

20. Parnasse contemporain. Paris: Lemerre, 1866. 275.

21. Leconte de Lisle Ch.-M. La Sieste. Le Figaro. Supplément littéraire du dimanche. 1928; 464: 1.

22. Le Siècle littéraire: revue bimensuelle. 1875; 4: 71.

23. Le Siècle littéraire: revue bimensuelle. 1875; 3: 47.

24. Le Livre des Sonnets. Quatorze dizains de sonnets choisis. Paris: Lemerre, 1875. 109.

25. La Nouvelle Revue. 1883; 20: 416.

26. Le Tombeau de Théophile Gautier. Paris: Lemerre. 1873: 102.

27. Revue Européenne. 1864; 30 juin.

28. Gautier J. Iskender. Histoire persane. Paris: Frinzïne et Cie ; 1886.

29. Le Livre des Sonnets: seize dizains de sonnets choisis. Paris: Lemerre; 1892.

30. Leconte de Lisle Ch.-M. Derniers poèmes. Paris: Lemerre; 1895: 9.

31. Герасимов К.С. Диалектика канонов сонета. Гармония противоположностей: Аспекты теории и истории сонета. Тбилиси; 1985.


Рецензия

Для цитирования:


Сашина Е.В. Сонет в поэзии Ш. Леконта де Лиля: к вопросу о «парнасском» сонете. Казанский лингвистический журнал. 2025;8(3):348-361. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.3.348-361

For citation:


Sashina E.V. Sonnet in the Poetry of Ch. Leconte de Lille: to the Question of the “Parnassian” Sonnet. Kazan linguistic journal. 2025;8(3):348-361. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2658-3321.2025.8.3.348-361

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-3321 (Print)